30 Января 2017, 21:05

До сих пор не верится, что эта сказка случилась в моей жизни. Имя ей – Непал. Мысль об этой стране давно бередила душу, но все как-то не складывалось. И вот в этом году… сложилось. Правду говорят, что есть только одна болезнь – от которой невозможно вылечится в горах – это болезнь горами)). Это путешествие с дочкой (18 лет) я запланировала  за несколько месяцев, и это было похоже на подготовку  к полету в космос. В течение 5 месяцев - дрейф по просторам интернета в поисках оптимальных билетов, исследование всех аптечек и списка необходимых вещей, которые кто-нибудь когда-нибудь брал с собой, и, конечно, выбор фирмы, которой доверить наш «полет в космос». Я только по окончании путешествия поняла, насколько правильным был мой выбор, когда я решила – «7 Вершин» и точка. Настолько грамотный маршрут, настолько приветлива и отзывчива встречающая сторона, заботливый гид  Крис и наш IronMаn- портер Рам, просто нет слов.

Маршрут был выбран – вокруг Аннапурны. Во многом решающим оказалось то, что его могли осилить новички, можно было уложиться в отпуск 2 недели и, конечно, отзывы уже прошедших этот путь. И, действительно, каждый день – это была новая жизнь, совершенно разные пейзажи, разная природа, даже разное время года.

В день прилета нас, конечно, встретили, довезли до отеля. Поскольку организующая фирма была – «7 Вершин», а нашим куратором – Александр Тишков  - то мне не надо было беспокоиться о документах (пермиты,…), все уже было готово. Представитель  встречающей стороны, Дипак, помог нам с покупкой недостающих вещей, обменом денег, рано утром передал нас из рук в руки гиду Крису. Крис – молодой такой непальский человек, с высшим образованием,  бодрый, всегда улыбающийся, заботливый, терпеливый, никогда не устающий, как кажется. Хотя позже выяснилось, что причин для грусти у него достаточно. В год, когда было страшное землетрясение в Непале, у него был разрушен дом. У него есть семья – жена и двое маленьких деток, которых он видит редко и сильно по ним скучает, потому что уходит в треки по две-три недели. Потом приезжает на день-два и снова в путь. Сейчас он строит новый дом.

В этот день мы успели не только прилететь и купить недостающее, но и посетить одну достопримечательность – Сваямбунатх, где нас поразило количество свободно разгуливающих обезьян.  Пока мы осматривали комплекс, наступали постепенно сумерки и все становилось еще более загадочным вокруг нас.

Первый день маршрута мы провели в машинах. Сначала на легковой, но потом пересели на джип. Нас поразили изумительной красоты водопады, их оказалось так много, и они были бесконечными.

Нас, конечно, поразил быт непальцев. Мы частенько встречали вот такие вот «постирушки».

После двух недель такого же вот быта невольно начинаешь ценить все те блага цивилизации, которые нам доступны.

Но, несмотря на всю тяжесть быта, непальцы, особенно непалки, стараются выглядеть нарядно и носят национальную одежду.

Всю первую неделю трека была облачная погода, иногда только выглядывало солнце, но это добавляло загадочности всему происходящему. Осознание того, что я - то иду в облаке, то выхожу из него – непередаваемо.

Мы топали по невероятной красоты лесу и все вокруг было такое огромное – камни, деревья, видневшиеся вдалеке снежные вершины…

А самое главное – голова начинала потихонечку пустеть, и отодвигались куда-то далеко все проблемы, с которыми мы живем каждый день (работа, деньги, метро, квартира, всякая суета). Один мой знакомый, который каждый год ходит в горы высоко-высоко, так и сказал мне: «Мы идем туда в том числе и за этой «пустотой»))»…

И этот сосновый воздух….эх…так хочется снова его вдохнуть!!!

Вершины становились все ближе и вот, в Верхнем Писанге, мы увидели ее. Одну из вершин.

А вот и сам Верхний Писанг.

Пока мы шли в Верхний Писанг – познакомились с двумя русскими туристами из Йошкар-Олы - Владислав и Женя. Так приятно было снова услышать родную речь, что невозможно было пройти мимо!

В Верхнем Писанге нам посчастливилось попасть на службу в буддистском храме. Имейте ввиду – кто там будет, обязательно сходите – не пожалеете! Службы проходят в шесть утра и в пять вечера. После службы присутствовавшие туристы обступили главного монаха и стали его расспрашивать. Монах изумительно хорошо и свободно говорил на английском языке, и лицо его излучало добро. Казалось, даже глаза его мягко улыбались. Туристы не могли оторваться от беседы.

Дальше наш путь лежал в Мананг. Весь день моросил дождик, а мы проходили через средневековые деревни, миновали многочисленные ступы, священные камни, ворота,…

Для лучшей акклиматизации мы провели пару дней в Мананге и посетили в это время пещеру Миларепы.

Идти было нелегко, если честно. Взяли минимум вещей, но складывалось такое ощущение, что каждый грамм на высоте становится тяжелее раз в сто. Если бы не Крис, который взял мой рюкзак с необходимыми вещами (лекарства, вода и прочая мелочь), я бы шла, наверное, очень долго. Наверху нас ждали потрясающие виды.

Где-то в интернете я прочитала, что та пещера, в которой за стеклом сидит Будда – ненастоящая пещера. А настоящая – немного выше.

Я, конечно, спросила об этом Криса, он удивился и сказал, что можно проверить и пройти немного выше.  Мы так и не обнаружили явную пещеру, было несколько скальных углублений с молитвенными флажками. Кто знает, может быть, в одном из них и сидел когда-то это загадочный Миларепа.

Но, когда мы оказались выше – боже мой, это не передать словами, так явно чувствовалась близость к настоящим вершинам, где-то грохотали лавины, был виден ледник у подножия гор. Жутковато было. Я все пыталась себе представить, что есть же люди, которые ходят  туда, наверх. Мне казалось это просто невероятным.

Следующим нашим пунктом был базовый лагерь Тиличо и, конечно, целью – само озеро. Наша дорога – это что-то необыкновенное. Смотрите сами.

Путь наш из базового лагеря к самому озеру Тиличо был очень непростым. Многие туристы даже повернули с полпути назад в лагерь. Была очень плохая видимость, и снег усиливался.

Но мы же не просто туристы, мы  – из России! Что нам снег, что нам зной, что нам дождик проливной…) Дочка настояла на том, чтобы дойти. И мы были вознаграждены за свою настойчивость. Мы увидели нечто…

Оно было живое… Облака то сходились, то расходились, и необыкновенное чудесное озеро постоянно меняло  цвет, глубину цвета – от небесно голубого до стального.

Невозможно было прерваться от созерцания, но вниз все же надо было возвращаться, ветер усиливался и становился жестким и очень колючим. Так мы побывали в зиме.

Дальше нас ждал базовый лагерь Торонг Педи.

Надо сказать, что чайная комната в Торонг Педи – самая уютная из всех, в которых мы побывали. Хоть это и не единственный лодж перед самим перевалом, но практически все туристы собираются именно здесь. Хозяин – с дредами и необыкновенно светлой улыбкой, постоянно звучит музыка, в основном, регги.  И здесь пахнет выпечкой….свежими булочками с корицей, яблоками,…  А еще облепиховый чай, ммм….

А близость перевала вызывает тревожное чувство. Все время мысли – справлюсь я или нет. А вдруг что. Многие даже не снимают комнату для ночлега, а ночуют прямо здесь, в общей обеденной комнате для туристов, потому что выходить надо очень-преочень рано, в темноте.

Вот и мы тоже вышли вслед за другими, пока еще горели звезды. Надо сказать, что звезды на этой высоте – чумовые,,, Жаль, сфотографировать не получилось.

Сам выход достоин отдельного упоминания. Поскольку вокруг полнейшая темнота, все идут с фонариками. И вот эти движущиеся огоньки – такое ощущение, что звезды с неба осыпались и сами двигаются. Не видно ничего, кроме звезд и вот этих огоньков. Только какими-то остатками сознания чувствуешь, где верх, где низ, дыхания хватает на пять шагов, остановка, потом потихонечку рассветает и становится видно людской караван…

Достигнув перевала, даже не верится, что это произошло. Здесь нельзя долго находиться, потому что очень высоко. Мы, радуясь происходящему остатками сил, начинаем спуск. Нас ждет Муктинатх. Он вроде бы вот рядом, там внизу, но оказалось, что вниз путь тоже очень не прост. Иду вниз и думаю о тех людях, которые совсем недавно тут погибли из-за сошедших лавин и кажется невозможным происшедшая трагедия. Ведь так ярко светит солнце, снега мало, тропа так хорошо протоптана и все вокруг такое …, я даже не знаю, как сказать, вечное, что ли. Кажется, что по-другому здесь и быть не может, что здесь всегда так, как сейчас. Но факты…

Вокруг много туристов, все, в основном, иностранцы (в смысле не из России) и среди них немало пожилых людей. Честно говоря, меня это очень удивило – ведь берут же силы откуда то. Я очень надеюсь, что тоже не растеряю с возрастом способность удивляться и восхищаться.

Там, внизу – Муктинатх...

Муктинатх – место, где ощущаешь гармонию внутри себя. Самое тяжелое позади, можно уже не переживать и наполняет чувство успокоения, наслаждение просто разливается по всему телу. В Муктинатхе есть что посмотреть – над всеми сверху на одном из холмов восседает золотой Будда. Рядом монастыри, дворцы, известный мемориальный сад с водопадом-фонтаном в виде 108 голов священной коровы.

Дальше нас ждал Джомсом и вот тут-то я оценила всю грамотность организации маршрута, потому что мы туда … поехали. Если честно, то сил не то, что идти, а вообще ходить, уже было мало. Может быть, кто-то скажет – ну что тут такого, 10-15 км в день спокойным шагом. Но, если учесть, что дорога практически не бывает просто прямой тропой, а все время то вниз, то вверх, то по камням, учитывая высоту, а особенно то, что не было какой-то особенной подготовки, да и вообще первый раз в горах…ноги уже не желали подниматься. Да и спускаться было нелегко – одна коленка просто вопила уже – дай полежааать! И вот мы с утра, осмотрев два дворца, сели в джип и поехали в Джомсом. По дороге нам встречались уже знакомые примелькавшиеся лица других туристов. В обеденное время мы прибыли уже в Джомсом. После размещения в гостинице, обеда и душа мы пошли прогуляться по городку, а навстречу нам только начинали идти те самые туристы, которые шли пешком из Муктинатха.  На следующее утро у нас было запланировано два перелета – до Покхары и до Катмандиновки. Полет  до Покхары – это что-то непередаваемое. Мы загрузились в маленький самолетик – человек на 16.

До того, как сесть в самолет, мы наблюдали с крыши нашего отеля несколько полетов. Самолетики взлетали один за другим и исчезали между гор, как неутомимые птицы. Когда мы взлетали сами – очень быстро остались позади все наши тропки, лоджи, все то невероятное количество барабанов, которые мы крутили, желая, в основном, одного – хорошей погоды…

Мы проносились между Аннапурной и Дхаулагири, вниз текли реки, блестели водопады, а горные исполины стояли невозмутимо. И осознание скорого окончания путешествия невыразимо печалило душу. Ведь билеты в Москву были уже на завтра.

В Покхаре мы расстались с нашим гидом – Крисом. Честно говоря, его долгое время потом не хватало. Когда каждый день бок о бок проводишь с человеком, а потом его раз – и нету…Грустно. Так не хавтает его белозубой улыбки и того, как он постоянно приговаривал – слОули-слОули….

Но, прежде чем расстаться, он провел для нас еще экскурсии в Покхаре – на озеро Фева, водопад  Дэвис и пещеру (название не помню). Мне было жаль, что я не заложила еще пару дней в путешествие – я бы с удовольствием провела их в Покхаре.

Мне очень понравились необычные качели, которые я увидела именно там.

Этот день у нас был очень насыщенным – два перелета, Покхара, возвращение в Катманду.

Тем не менее, на следующее утро мы не могли себе позволить проспать и поэтому, встав пораньше, отправились посмотреть напоследок Буднатх. Так как самолет до Шарджи был примерно в час дня. К сожалению, ступа была на реконструкции, в лесах. Но в эти дни был какой-то праздник, и мы совершили пару кругов вместе с молящимися жителями и монахами.

Рано утром Тамель – совсем другая улица, нежели вечером, все закрыто, пусто, почти никого нет.

После небольшой прогулки по утреннему Тамелю нас ждал обратный путь домой.

Это путешествие было незабываемо. Во многом благодаря тщательно продуманной «7 Вершинами» организации маршрута. Ведь с нами не случилось ничего, что могло бы испортить это путешествие. Я не имею ввиду, конечно, погодные условия и благополучные полеты. На это невозможно повлиять и это невозможно предугадать. Я имею ввиду все то, что нас окружало – терпение и забота гида, сильные плечи портера, ответственность Дипака. Как бы ни ужасен был мой инглиш – Крис терпеливо повторял  сказанное или говорил медленнее, помогал с рюкзаком, если мне становилось тяжело, приносил нам поскорей  чай и ужин, хотя мы могли бы дождаться очереди. Дипак настолько ответственно отнесся к покупке мной недостающих вещей, как будто покупала не я, а он.

Я теперь очень надеюсь, что эта сказка когда-нибудь повторится и я снова услышу шум реки, звон колокольчиков яков, почувствую запах специй и чеснока, услышу шум многочисленных мотоциклов и мое любимое  – «Намастэээ»….