В 21:00 ушли китайцы, мы назначили выход на 1:00, чтоб не стоять в пробке на веревках.

В лагерь 8300 дошли около 17:00, я пыталась уснуть, но, так как, мешок у нас был один на двоих, да и вообще от нервоза спать никак не получалось. Влад налил нам по сто грамм виски для успокоение нервов, ну и таком состоянии прижавшись к шерпе пролежала до 23:00, после чего начали сборы. Всплакнула перед шерпой, пообещала ему, что если склею ласты, моя семья его озолотит, если он притащит мой труп вниз, взяла с него обещание, что он не оставит меня там висеть примороженной на веревке, чтоб в следующие годы китайцы, фотографируя меня не расспрашивали мою легенду: "а это Харазова, самонадеянная баба из экспедиции Абрамова 2016 года, так волновалась, что выдышала все баллоны и окочурилась не дойдя до вершины". Ну или если невозможно будет потащить меня внизу, хотя бы пусть распустит волосы и снимет с лица все попоны. Лежать, так красиво, хотя бы!!!

Одела две пары самого толстого термобелья на ноги, и пуховые огромные ненавистные мной штаны. Один раз воткнула кошку в штанину до сих пор весь Эверест в пухе от них, и чем бы не клеила все отлетает. Зашить было бы неплохо.

Одела три термобелья сверху и тонкую пуховку ну и огромный пуховик . Две пары носок, тонкие перчатки и толстенные варежки, в которые держать жумар было не возможно.

Зарядила три фонарика новыми батарейками, спрятала фотоаппарат и айфон для фотобиенале на вершине во внутренний карман куртки, Пименов сказал купить две лишние батарейки, и на вершине поменять, когда сдохнет фотоаппарат от холода, так я и сделала, набила куртку так, что рюкзак уже не застегивался на животе.

Поменял мне и себе на полный баллон мой шерпа, и мы выползли в таком состоянии из палатки.

Все палатки стоят рядами на крутом склоне, даже ходят по склону держась за веревку, чтоб не улететь метров на сто ниже.

Друг друга не видим, только слышим по радио или перекрикиваясь из палатки. Пименова не видела уже несколько дней, только его жалостливый звонок Абрамову по рации, о том, что он голодный как волк и можно ли ему добавку из пакетного пайка :) кстати его шерпа брат-близнец моего шерпы.

Вышли на мороз (Пименов опоздал с выходом на 40 мин, никак не мог выбрать ночной будуар для восхождения) стоять было невозможно, и каждый двинулся вверх в сопровождении своего помощника. Абрамов установил норматив 6 часов, иначе не хватит кислорода и он разворачивает нас. И еще другой норматив - абсолютно каждый должен спуститься в лагерь 6400, все что выше - это зона смерти и там ночевать нельзя, так как кислорода не будет дополнительного. Конечно же, это страшилка, но убедительная.

Весь путь - только вверх, может лишь дистанция 200 метров была по скошенному гребню, а все остальное мы лезли вверх по скалам, по лестницам и по крутому траверсу над обрывом в несколько км. Когда ты идешь ночью, то ты не видишь где ты идешь и от этого немного легче, то ты же все равно знаешь, что рассветет и надо будет спуститься.

Отдельно быстро хочу сказать про китайцев: блин брать такое бабло за пермит и невозможность убрать старые веревки??? По-моему, там скопление веревок со времен Хиллари, мотки за мотками. Они путаются за кошки, спотыкаешься, провисаешь на них. И еще там стоят две вертикальные хозяйственные лестницы времен "Очакова и покорения Крыма". Первая прикреплена к сотне веревок, шатается и раскачивается, от того что она не закреплена, стоит она под углом, когда на нее давишь, она как качели раскачивается. Следующая лестница через 20 метров - посвежее и нормально закреплена, длиной метра 3 упертая в скалу. Ты по ней поднимаешься вверх, для удобства, так как скала гладкая. Но в кошках с сотней старых веревок как вы понимаете очень "комфортно "по ней лезть.

4 часа мы шли без отдыха, я сожрала 4 таблетки имодиума перед выходом, чтоб не оказаться в кошмарной истории, когда альпиниста приспичивает "по большому на горе", особенно на высоте 8700, в комбезе с обвеской, когда вокруг 80 человек.

Всю дорогу хотелось пить и от кислорода и от имодиума. Мой шерпа быстро доставал термос и давал по стаканчику.

Я наслушалась много историй о проблемах с глазами у восходителей. Очень многие слепли на вершине, у кого-то замерзли глаза, кто шел без очков ночью и он временно ослеп, кто-то просто ослеп от солнца. И поэтому я сразу натянула маску как вышли, поверх кислородной. Несмотря на то, что еще начиная с 7000 метров, я затянула маску до предела, чтоб не потели очки, что потом стало причиной обморожения части моего лица, маска все равно потела и сразу конденсат превратился в лед. Через полчаса, я шла в слепую за Мингмой. Он настаивал, чтоб я сняла очки, но я ему говорила что замерзнут глаза и я ослепну не достигнув вершины. Пришлось снять вскоре маску.

Ветра не было. Через час мы все подтянулись и уже шли вместе под постоянные крики Абрамова, который как погонщик яков кричал, снимая маску всю дорогу, не разрешал нам даже на 5 минут присесть отдохнуть. Я шла впереди и не слышала его. Но присев на гребне, как иерихонская труба зазвенело в моих ушах: "Харазова б...ь, х...ли ты расселась, вставай немедленно! Вставай!". Ну и я сразу подорвалась, испугалась, припрятала термос и пошла дальше.

Я больше всего боялась второй ступени. Потому что после нее начинается зона смерти, или "космос" , где , как сказал Абрамов никто-никому не сможет помочь, и каждый отвечает за себя.

Я шла и ждала эту вторую ступень, наконец-то стало расцветать и было видно, где мы идем, страх обратной дороги сразу окутал меня. Чем выше мы поднимались,  тем больше дул ветер.

Оказавшись уже перед вертикальной вершинной стеной, выяснилось, что мы уже на третьей ступени. Сюрприз - я прошла вторую даже не поняв. Нам всем поменяли баллоны, даже у кого было под 100 атмосфер, и пошли гуськом вверх. Мне безумно повезло с шерпой. Самый заботливый и понятливый парень. Поначалу он пытался встегивать жумар за меня, но побрыкалась, сказав, что сама сделаю, типа я опытная альпинистка, но я каждый раз копошилась, снимая варежку и т.д., так что он потом уже сам все делал не спрашивая меня, и это был просто кайф, все что мне надо было делать  - просто идти с ним в одном темпе:)

Только тогда, когда мы выползли на крайнюю снежную вертикальную стену , я поняла, что я взойду на вершину!!!! Но это не принесло радости, так как я знаю, что все несчастья происходят только на спуске. И дойти до вершины - это 30% успеха.

Уже виду вершину и понимаю что до нее рукой подать, но как только ты доходишь до пика, начинается каменная крутая тропа над обрывом уходящая вправо, возможно, подумала я так удобнее подойти к ней, чтобы не подниматься на снежный карниз. До этого момента мы были в пути уже 5:30 часов. И тут началась жопа. Все те китайцы, которых мы так опасались вначале, пошли вниз! Чтоб вы себе представили это круговой поворот, тропа шириной 50 см, над пропастью 7 км, и в этом состоянии люди пытаются разойтись застрахованные одной веревкой и одним карабином на самострахе. Кому-то, приходится снимать страховку, чтобы пропустить другого. Был адский замес, все бояться отстегиваться, дрожат над пропастью, кто идет вверх торопится до вершины, кто идет вниз, просто спасается.

Потеряли в этой пробке 1,5 часа.

Выбравшись на пик, оказалось понятно, что до вершины еще надо по снегу пройти две американские горки.

По дороге уже встретили, Виктора Бобка и Ирину Галай, которая стала первой украинкой вошедшей на Эверест, и уже видно было успокоение в глазах обоих победителей. Она заслужила это, она жила и "била копытом" 10 дней в базовом лагере в ожидании веревок. Девчонка - молодец. Я проиграла 100 долларов, на тотализаторе поставив на нашу Таню.

Но реально, счастья или улыбок ни у кого нет, зная, что спуск – самая опасная часть восхождения.

В общем, обгоняя индусов и китайцев, мы оказались на вершине в 8:00 утра.

Достав все свои флаги и баннеры, я поняла, что до фотоаппарата мне не дотянуться, на молнии моей куртки висела сосулька в размер с теннисный мяч. Во внутренний карман проникла через вверх, еле достав фотик, но до запасных батареек или айфона дотянуться было невозможно.

Если вы хотите фото без вас, то попросите шерпу сделать вам пару снимков. В итоге на снимке оказались все мои баннеры, но без меня. Сами по себе на вершину зашли:)

Мы зашли вместе с Людой Коробешко, и в итоге из женской команды вдвоем дошли до вершины.

Конечно, позже меня отлаял Абрамов, что из-за моей фотоссесии люди стояли на подходе и не могли подняться... Но ничего:) The winner takes it all.

На вершину мы взошли все одновременно. Либерал Пименов шел сзади меня и, конечно же, тоже не смог не прокомментировать мой флаг с Путиным.

Потом Коробешко сказала, что надо бежать, пока вся эта толпа не пошла вниз, и мы не встали в очередную пробку, опять пришлось нестись но уже вниз.

Теперь о вершине: это такой снежный карниз очень покатый и все на нем топчутся, там, конечно же, висят буддистские флажки с молитвами. На ней стоять опасно, поэтому все встегиваются в веревку и крутятся не дальше своих самострахов. Когда ты наконец-то выдыхаешь, успокаиваешься и смотришь вниз, и до тебя доходит осознание того, что ты выше всех находящихся на земле ( ну может только те кто рядом с тобой ростом выше 176 см, тогда конечно они выше меня :))) ) то понимаешь, какую работу проделал!! А рядом с тобой восьмитысячники, которые с высоты Джомолунгмы смотрятся коротышками! А семитысячники - просто сопки! Сколько же мощи в горах, непоколебимые исполины, что хотят, то и сделают с тобой, если только им будет не лень забавляться с твоей жизнью!

Уже на спуске я увидела нескольких знаменитых экспонатов Эвереста навеки застывших тут, как нарекание, что не каждому дается высшая точка мира. Я видела трех, один Марко был в экспедиции 2005 года, под руководством Абрамова, спасатель-лыжник из Словении, их было два друга. Они решили пройти вместе с какой-то знаменитой съемочной группой в не очень хорошее погодное окно. Тогда был один шерпа на троих и то ставил только палатки, кислород каждый сам на себе таскал. В общем, они разошлись со своим другом, Марко остался попить чайку, а второй пошел вверх, уверенный, что его тот догонит. Это все происходило на второй ступени. Марко дошел до вершины, но обратно не вернулся.  У него закончился кислород, а оставшийся, который он спрятал под камнем, он отдал первому бутанцу, сказал ему, где лежит заброска и наказал воспользоваться ей, бутанец спросил, как же справится Марко, тот попросил за себя не беспокоиться. Так он и нависает над всеми выше проходящей тропы на 5 м, в странной позе вниз головой, поза похожа на ту, которую американцы обводят мелом трупов. Он полностью одет, только руки голые, опухшие цвета слоновой кости. Я его видела еще, когда вверх шла, удручающее зрелище.

На обратной дороге видела еще двоих. Один из которой лежит в расщелине, прямо под проходящей тропой, идешь и за 30 метров уже его видишь, сперва похоже что-то на рюкзак, а потом, подходя видишь человека, лицом приморожено к скале, с распоротой на спине курткой, и торчащим красным мясом. Одна мысль, только бы не соскользнуть на него. Это был американец, больной раком 4 степени, умер, не дойдя 50 метров до вершины. Его еще долго Ноэл тащил вниз, пока не сжег один глаз. Когда его вещи спустили вниз, и включили телефон, чтобы набрать жене, то до нее долетели смсы от мужа, которые не ушли до того. Набрали жене только на следующий день, и она стала уверять, что муж жив так, как вчера переписывалась с ним:(

Обратно идти было намного сложнее, чем на вершину, во-первых, было все видно, все узкие тропы и склоны, во-вторых на спусках по восьмерке были страшные очереди, все боялись спускаться, крестились, молились, что занимало по 30-40 минут у каждой лестницы. Хоть мы и обгоняли, но это не особо ускоряло процесс.  Сперва очень было страшно на спуске застрахованном, только скользящим карабином и придерживающей рукой веревкой. Первый сто метров спуска, я адски мандражировала тряслись коленки спускаться в пропасть, но потом уже хватала веревку, встегивала два скользящих карабина и бежала вниз, лишь бы быстрее дойти до лагеря. За час-полтора до лагеря, когда мне уже показалось, что не так страшен черт, как его малюют, стали встречаться обмякшие полуспящие китайцы, висящие на веревках как виноградины на лозе. Я одного стала трясти, он не отзывался, я его еще раз, никакой реакции, тогда полезла в его рюкзак проверить баллон, и в этот момент он встрепенулся и сказал, что у него все в порядке. Испугался, что я за кошельком лезу:)

У некоторых просто заплетались ноги, и они падали на спуске на своих шерпов. Тогда я поняла, почему Абрамов так кричал всю дорогу, чтоб мы не останавливаясь шли, только так можно безопасно дойти до низа, имея запас кислорода.

Около 11:00 мы были в лагере 8300. Собрали шмотки, попили ледяной воды и пошли на 7700. Туда добрались меньше чем за час. Тоже догрузились вещами и пошли на Седло. Это самый долгий спуск был, по вертикальному снежному склону. Заболело все: колено, поясница, стерлись ноги.

Мой шерп тащил кг 30, все пустые баллоны, моих 6 и своих 2, мои вещи, и еще кучу всего. Доползли до Седла, нас напоили соком, выпила 4 жестяные кружки, передохнули полчасика и опять вниз. Тут уже триумфально встречались нам по пути все те, с кем мы знакомы по базовому лагерю, поздравляли нас, мы желали им удачи и т.д.

Уже обессиленные, качающиеся мы с Владом дошли первые до 6400, нашего верхнего базового лагеря. Кстати Влад заскочил на вершину раньше нас на полтора часа, хотя вышли в одно время. Нас на подходе встречали операторы и наши китчен бои, было так приятно, кого-то уже родного встретить. Хотелось только спать. Я сутки ничего не ела, прошла 17 часов без остановки, не спала, все что хотелось, только снять с себя эту вонючую одежду, и закинуть свои кости в палатку.

Через несколько часов пришли остальные ребята, разбудили меня на ужин и уже в полуобморочном состоянии под литр водки "8848" стали травить байки о восхождении.

Какое счастье, все закончилось, и все закончилось так удачно для всех!!!! Мы все живы и здоровы, все взошли, никаких эксцессов. Только лицо у меня немного поморозилось в форме ледоруба:) но думаю это не страшно, тот, кто мной заинтересуется, вряд ли соскочит из-за кусочка обожженной кожи:) да и что это в сравнении с тем, что я была ТАМ!!!!! ТАМ- на Крыше мира!!!!!!!!!!!

Я сделала это, мечту своей жизни, которая еще несколько лет назад мне казалась из области фантастики.

Я ведь ехала сюда без планов дальше на жизнь, просто потому никто из членов экспедиции не знае,т выживет ли он или останется одним из экспонатов в галерее Эвереста. Я плакала каждый день, не навзрыд, но так, оплакивала недоделанные дела своей жизни:) И теперь, когда у меня получилось без потерь достичь своей мечты, я никак не могу поверить в это. Как же прекрасна жизнь! И каждый сложный момент этой экспедиции, я переживала мыслью о красивых моментах своей жизни, или рисовала приятные мне картинки в голове из повседневности, которую мы не привыкли ценить, но которая становится бесценна в таких условиях как эти.

Я жива!!! Я покорила Эверест!!!

Человеку, с Божьей помощи подвластно все. Спасибо Джомолунгме, которая поддалась мне и отпустила меня, даже не пожурив!!!

Спасибо высшим силам, положившим длань на мою голову в этой опасной экспедиции!!!! Спасибо полководцу Абрамову, за потрясающую организационной способностью, за грамотные решения, за потрясающую интуицию, за заботу и деспотические крики, за, то, что завел меня!!!!

Спасибо Коробешке, за понимание в трудные моменты, которое чуждо ее диктатору-мужу :))) она просто эталон русской женской души!!!

Моему любимчику, моей путеводной звезде и музе Пименову огромное спасибо за поддержку и широкую открытую душу, на протяжении всей экспедиции поддерживающий и укрепляющий меня, несмотря на его либеральные ЕСовские воззрения, он просто супер мужик!!!!

Ну и конечно же спасибо всем кто за мной следил и кто читал мой дневник, одним из факторов не давшим мне развернуться был стыд перед Вами-моими 2000 подписчиками!!!!!

Мне остались только пирамиды Карстензс и я закончу программу 7 вершин!!!! Yabadabadoooooooo!!!!

З.Ы. И конечно же восхождение на Эверест, это самая эффективная, но чертовски дорогая диета:) я стала с талией как Люси Гурченко:))))))) но думаю по возвращению домой восполню утраченный баланс :))))

А теперь пьянка и бесконечная гулянка!!!!!!!