Отчет о поездке в Марокко и восхождении на Тубкаль. Ноябрь 2013

Тубкаль. Тур в Марокко был непродолжительным: с 7 по 10 ноября.Участники: Смирнова Наталия, Смирнов Роман, Кравт Евгений с сыном Кравтом Евгением,Козлов Владимир с друзьями.   9 ноября 2013 в рамках программы «Клуба 7 вершин» блиц ... читать больше

Тур в Марокко был непродолжительным: с 7 по 10 ноября.
Козлов Владимир с друзьями.

9 ноября 2013 в рамках программы «Клуба 7 вершин» блиц – восхождение на Тубкаль (4167м) наша группа успешно покорила самую высокую вершину Северной Африки (Марокко) . Маршрут восхождения на Тубкаль не представляет технической сложности, однако набор высоты за два дня приличный. В первый день подъем начинается в деревне Имлиль на высоте 1700м и проходит до горного приюта на высоте 3200 м. В день штурма участникам группы предстояло с 3200 м подняться до вершины Тубкаля – 4167м и сразу же спуститься снова в Имлиль.

Наша группа собиралась в Марракеше, где нас встречали представители фирмы-партнера 7 вершин. Поездка анонсировалась как восхождение с местными англоязычными гидами. Однако когда по прилете в Марракеш нас встретил наш гид Ибрагим, он оказался очень даже русскоговорящим. Когда его русского не хватало, мы призывали на помощь наш английский.

Прежде чем начать рассказ конкретно о восхождении, считаю необходимым кое-что сказать и о культурной части маршрута. Конечно, лучше гор могут быть только горы, но приобщение к местной культуре – такая же неотъемлемая часть восхождения.

И вот мы к этой культуре решили приобщиться поконкретнее. Мы, это - Игорь и Наталия Смирновы, прилетели в Марракеш за два дня до начала подъема, чтобы иметь возможность побродить по городу, ведь Марракеш даже среди самих марроканцев считается популярным туристическим местом.

Марракеш на зря называют «Красным городом», потому что все здания и сооружения как в старой части города, так и в новой, покрашены в красноватый цвет (это предписано законом). В первый день нашего пребывания в Марракеше мы просто побродили по улочкам старого города. Сразу же вспомнили Андрея Миронова в фильме «Бриллиантовая рука» - тот эпизод, где он заблудился в старом арабском квартале. Узкие улочки, стены домов практически без окон, кошки, дети, мотороллеры и велосипеды.

Жили мы все, кстати, традиционной марокканской гостинице, называемой риадом. Наш риад назывался Риад Африка и имел очень удобное расположение близко к центральной площади Джемаа-Аль-Фна и прочим достопримечательностям. Традиционные дома в Марокко (и наш риад не был исключением) имеют внутренний дворик-патио и не имеют окон, выходящих на улицу. Конечно же, чтобы марокканские женщины (в прошлом, естественно) не выглядывали на улицу и не смущали посторонних мужчин своей неземной красотой.

Улицы пошире в Марракеше почти сплошь торговые, причем торгуют всем – от фруктов до стиральных машин и мотоциклов.

В одном месте мы даже наткнулись на матрасную улицу. Нигде, ни в одном московском молле я не видела такого количества матрасов. Ими была завалена вся улица.

Вот так в Марокко продают ковры – прямо на улице. Осадки здесь редкое являние, так что за сохранность экспозиции можно не боятся. Ковры можно потрогать и даже полежать на них.

Пока мы бродили по улицам, изучали надписи и дорожные знаки. Дорожные знаки выглядят в Марокко примерно так:

Что это означает, в общих чертах догадаться можно.

Пообедали в первый день, мы конечно, на центральной площади Джемаа-Аль-Фна и отведали традиционное марокканское блюдо – таджин. Приготавливается оно из различных сортов мяса (может быть и из говядины, курицы, кролика), овощей, сухофруктов, орехов. Готовится таджин в печи и подается в специальной глиняной посуде с высокой крышкой.

После обеда - традиционный для Марокко чай с мятой, причем чай этот подается в чайничках для каждого гостя и наливается особым способом – из высоко поднятого чайника струя чай падает в чашку и образует пену.

Многие ресторанчики на площади Джемаа-Аль-Фна имеют на крыше патио для посетителей. Мы обедали в ресторане Таджин Дарма, откуда открывался отличный вид на главную мечеть Кутубия. Вообще в окрестностях площади очень много мечетей. Одна из них вплотную примыкала к ресторану. В связи с этим спиртное во всех этих ресторанах на площади не подают. (Даже вино)

Пообедав и попив чаю, мы взбодрились и пошли осматривать достопримечательности. Обойти за один день все интересные места Марракеша не возможно. Тем более, что после восхождения у нас была запланирована «русскоговорящая» экскурсия. Мы решили посетить самые ближайшие архитектурно-исторические ценности. Ими оказались дворцы Аль-Бади и Палас Бахия, знаменитые ворота Баб Агнау и конечно же мечеть Кутубия (в переводе, кстати, значит «книга»).

Мечеть Кутубия

Во дворце Аль-Бади

В Марракеше нам понравилось, тем более что город, несмотря на восточный колорит, очень культурный и европеизированный. В отличие, скажем, от Египта, где по торговым улица проблематично пройти. В Марракеше на нас никто не набрасывался, не предлагал настойчиво свои услуги и не проявлял повышенного внимания. Туристов здесь очень много. Для женщин здесь, кстати практически никаких ограничений по одежде. Туристки, понятно, ходят, в чем Бог на душу положит. Однако и сами марроканки достаточно свободны в выборе. Платки, хиджабы и просторны одеяния на улицах Марракеша встречаются наряду с открытыми волосами, обтягивающими джинсами и майками.

Проникнувшись, так сказать, традициями местности, мы стали морально готовится к походу в горы.

Наша группа окончательно лишь глубокой ночью 8 ноября, накануне выезда к началу маршрута. Для нескольких участников не обошлось без приключений – они опоздали на пересадку Касабланка-Марракеш и приехали на такси из другого города. Багаж, естественно, прибыл не весь. И по закону подлости – не прибыло самое нужное.

Из гостиницы нас забрал комфортабельный автобус. К уже знакомому гиду Ибрагиму присоединился еще один – Азиз, который также оказался частично русскоговорящим. К тому же в нашей группе был один участник, который хорошо говорил по-арабски. Да, с такой языковой поддержкой нам бояться было нечего. Языковые барьеры рухнули, не успев появится. Из гостиницы мы выехали в намеченные 9 утра и отправились в аэропорт, в надежде, что неполученный багаж с «самым что есть на свете нужным для восхождения» наших товарищей прибыл. Конечно же, багаж не прибыл и с утренним рейсом. В общем, пока суть да дело, в Имлиль, откуда стартовал наш поход мы добрались только к обеду.

Имлиль –маленький городок у подножия Атласских гор – встретил нас дружелюбно. Там мы попили традиционного мятного чая, погрузили тяжелую поклажу на мулов и тронулись в путь. Как и было обещано клубом 7 вершин, дорога была и впрямь живописная. Начало тропы пролегало через берберские деревни, где наша группа вызывала любопытство у местных ребятишек. С погодой нам повезло – ни одно облако за все дни пребывания в Марокко не омрачило небосклона. В Марракеше днем было +25, ночью около +12. В горах, конечно же, прохладнее. Но нам улыбалось солнце, а мы ему – мазались кремом и одевали очки.

Не успели мы подняться на 200 метров, как в очередной берберской деревушке нас ждал обед, после которого стало казаться, что халява будет длиться вечно. Но по мере того, как мы набирали высоту, склон становился круче и каменистее. Солнышко заходило и становилось прохладно, пришлось даже одеть перчатки. К моменту захода солнца (6 вечера) мы добрались- таки до приюта 3200 и с удовольствием пошли греться у камина в большой гостиной с диванами и столиками.

Горный приют нам очень понравился. По сравнению особенно с некоторыми французскими – это небо и земля. Там было очень чисто и красиво, имелись матрасы, теплые одеяла, подушки. Просторные спальни были полупустыми, в коридорах стояли диваны.

На ужин нам подавали салат, суп и конечно же, традиционный таджин из курицы.

Наутро позавтракав, мы вышли на штурм вершины в темноте, примерно часов в пять утра. От приюта тропа уже стала покруче до первого перевала, а потом стала виться на плоском подъеме на второго перевала.

Примерно на половине пути на тропе уже стал появляться снег безо льда, стало прохладнее и некоторые надели пуховки.

Наконец, мы выбрались на плато перед решающим подъемом. Через 100 метров нам стала видна кованая пирамида на вершине Тубкаля, а еще через 100 метров подъема мы достигли вершины. На вершине было

очень живописно. До этого мы шли практически весь путь по ущельям, но уже на подходах к вершине нам стали открываться шикарные виды покрытых дымкой Атласких гор.

Это наш главный гид Ибрагим. На вершине мы встретились с группой немцев. Оказалось, что Ибрагим еще и по-немецки шпрехает. Вот так.

Отдохнув на вершине, мы отправили в обратный путь. Его пришлось проделать по другому маршруту, т.к. снежная тропа стала очень скользкой. Вот, где бы кошки пригодились! За нашей группой, ведомой гидами, пристроились приблудные иностранные восходители, которые понятия не имели, как они будут спускаться. Причем из них двое французов были даже без варежек, в джинсах и с хозяйственной сумкой. Мы их прогонять не стали, широка русская душа!

В приюте мы передохнули и стали спускаться вниз. К Имлилю вышли уже в темноте, даже пришлось налобные фонари включать. К восьми часам вечера, мы усталые, голодные, но довольные, вернулись в Марракеш и отметили восхождение праздничным ужином в ресторане на площади Джемаа-Аль -Фна.

На следующий день для нас была организована пешая экскурсия по Марракешу. В сопровождении русскоязычного гида мы прогулялись по торговым улицам старого города, посетили медресе и городской музей. Кстати, в Марокко отлично уживаются рядом мечети, синагоги и христианские церкви. Лавочки марокканских евреев мирно соседствует с лавками приверженцев ислама. В этом уникальность Марокко в отличии от других исламских государств.

Украшения на любой вкус – отличительная черта марокканской торговой улицы.

В медном квартале. У марокканцев в быту очень много кованых изделий, мы могли наблюдать это в нашем риаде.

На улице, где торгуют продуктами питания. Это продавец сладостей. Справа фото короля Марокко Мохаммеда VI. Марокканцы очень чтят своего короля, он очень популярен в народе, а его портреты можно увидеть на каждом шагу. Король относительно молод, очень симпатичный, отменил, кстати, многоженство, что подкрепляет свои собственным примером – супруга у него тоже одна. Она первая из все королев из простой семьи и ходит на публике с открытым лицом. Теперь, чтобы завести вторую и последующих жен, марокканец должен спрашивать разрешения у имеющейся супруги. Если она против, жениться не имеет права, не разведясь с ней. Вот так.

Мастерская кованых изделий.

Натуральная кожа и шкуры на любой марокканский вкус.

А вот и мы, обуреваемые жаждой шопинга. А как же тут не проникнуться идеей покупки, если все вокруг только и делают, что продают. Причем цену можно сбавить до 80 % от первоначальной.

Внутреннее патио в Музее Марракеша. Прежде это был частный дом, переданный владельцем в дар государству. Что я так жил! Прежде внутренний дворик был открыт, но сейчас здесь возведена крыша. Получился зал, которую украшает самая большая в Марокко кованая люстра.

Получив массу удовольствия от восхождения, от культурных достопримечательностей и покупки сувениров, мы завершили наше путешествие, посетив ресторан в новом квартале Гуэлиз. Туда нас отвез вот такой симпатичный конный экипаж, которых в Марракеше великое множество.

Наше путешествие закончилось. Мы вернулись в Россию, которая встретила нас хмурым небом и дождиком. Но еще очень долго в памяти сохранится марроканское солнце, синее небо, свежий горный воздух и отличная компания!