Зиябутин Гаджимирзаев. ПУТЕШЕСТВИЕ НА МОНБЛАН

Привет всем! Вообще-то, я думал, что кто-нибудь из группы напишет отчет о нашем восхождении на Монблан. Все-таки, эта была замечательная поездка, и не написать об этом невозможно. Как интересно будет через несколько лет зайти на страничку и прочитать об этом? Но, все молчат, время идет, ничего о восхождении на сайте «Клуба 7 вершин» не появляется. И я решил восполнить этот пробел.

… 5 июля рейсом Швейцарской авиакомпании «Свисс» я прибыл в Женеву. Встретил меня наш гид Денис Провалов. Через пять минут после встречи было такое ощущение, что мы с Денисом знакомы не один год. Так получилось, что я прилетел последним из группы, и Денис, разместив уже всех в отеле, приехал за мной. На микроавтобусе направились во французский город Шамони, находящийся в 100 км от Женевы и расположенный на высоте 1000 метров над уровнем моря. На границе Швейцарии и Франции тебя никто не останавливает и ничего не спрашивает. Отличная дорога, прекрасный пейзаж. Одно удовольствие.

Нас, для восхождения на Монблан, собралась группа из пяти человек: Максим и Лиза из Москвы, Женя из Самары, Эдик из Израиля (Эдик - бывший москвич) и я, Зиябутин из Махачкалы. Возраст – от 26 до 51 года. Собрала нас в одну группу Ольга Румянцева, представитель «Клуба 7 вершин», менеджер по Монблану. Ольга, как и заведено по доброй традиции в Клубе, подробно описала нам заранее весь маршрут, дала ценные советы, ответила на все наши вопросы. Спасибо, Ольга!

Нашим гидом, как уже говорилось выше, был Денис Провалов, конечно же, тоже представитель «Клуба 7 вершин». Говорить про Дениса много не буду, на сайте Клуба написано подробно о нем и о его достижениях. (Боже, как можно успеть столько сделать в 45 лет?) Скажу только, что это – прекрасный человек и товарищ, на которого всегда можно положиться.

Еще несколько слов о нашей группе. Думаю, что все согласятся со мной, если скажу, что команда подобралась прекрасная. За восемь дней пребывания во Франции не было никаких проблем ни в общении, ни в чем-то другом. Все были в любой момент готовы помочь друг другу. У всех уже был какой-то опыт восхождений, у кого-то побольше, у кого-то поменьше. Были в группе, например, кто поднимались на Эльбрус и Килиманджаро. Словом, коллектив получился очень дружным, в чем, наверное, есть немалая заслуга и Дениса Провалова, да, и, по его же мнению, сильным.

В первый день мы на горном трамвае поднялись до Монтанвера на высоте 1900 метров и оттуда по лесенкам на скалах в обвязках со страховками спустились на известный ледник Мер-де-Глас. Несколько часов тренировались на леднике в кошках. Денис руководил всем процессом, показывал, что и как делать, давал ценные советы. По лицам всех можно было прочитать, что все довольны и получают от тренировки большое удовольствие. Отмечу, что благодаря суровому микроклимату, ледник этот спускается сверху вниз до отметки аж 1500 метров над уровнем моря. Сравнивая со своим родным Дагестаном скажу, что ничего подобного у нас нет, ледники можно встретить только на высоте 3000 метров и выше. Кстати, этот день был единственным днем нашего пребывания во Франции, когда мы видели солнце. Дальше погода с каждым днем только ухудшалась.

Во второй день для лучшей высотной акклиматизации мы поднялись по канатной дороге до Эгюий Дю Миди (3842м). Построенная в 1955 году эта канатная дорога занимает первое место в мире по перепаду высот (2750 метров) между нижней и верхней станциями. Эгюий Дю Миди - конечно же, удивительное творение французов. Там, можно сказать, прямо на острие скалы, находится обзорная смотровая площадка, откуда открывается изумительный вид на Шамони и его окрестности, а также, музей и магазин сувениров. С места, где заканчивается канатная дорога, вверх к смотровой площадке на высоту 76 метров ведет лифт. Отсюда же уходит еще одна канатная дорога, но уже, в Италию. Мы оказались в настоящем царстве льда и снега. Эта уже самая что ни на есть зима. Здесь, для проверки нашего снаряжения в реальных условиях, мы сначала спустились по очень узкому и крутому гребню метров на двести вниз, провели снежные занятия и затем, по тому же гребню поднялись вверх. Происходило все это в условиях тумана, снега и сильного ветра.

В первые два дня с нами была также дочь Дениса Саша, которая прекрасно чувствовала себя везде. Видно было, что Саша здесь далеко не новичок и имеет определенный опыт в горах.

В третий день началось непосредственно восхождение на Монблан. В местечке Сен-Жерве, в сорока минутах езды от Шамони, мы сели на горный трамвай и часа через полтора доехали до последней станции Нид Эгле (Орлиное гнездо) на высоте 2372 метра. Сразу же начался крутой подъем. В первые полчаса шли под аккомпанемент мокрого снега, а дальше уже шел настоящий снег, да и кругом снега было достаточно. Местами он доходил до колен. Шли с рюкзаками, со снаряжением. Кстати, все купили себе все необходимое в первые два дня в Шамони, где был достаточно хороший выбор качественного снаряжения. Идти надо было все время вверх. После 5 часового перехода, преодолев все подъемы, сопровождаемые снегом и ветром, мы поднялись в первый базовый лагерь – Тет Русс - на высоте 3167 метров.

Ночевали в приюте для альпинистов. Здесь скопилось немало любителей гор, готовых идти на Монблан. Но к утру погода стала еще хуже - туман, снег, пурга. Из-за этого утром вверх, по направлению ко второму базовому лагерю, вышли только наша группа в составе 6 человек вместе с гидом и одна украинская группа из Донецка и Киева, и примкнувшие к ним несколько россиян. Они шли позже нас.

А преодолеть нам в этот день предстояло ни много, ни мало печально известный Гранд-кулуар. Кулуар этот очень опасен и несчастные случаи тут не редкость. Только за последние девять лет здесь погибло 27 человек и сотни ранены. Снежные лавины и камнепады на Гранд-кулуаре дело привычное. После кулуара, продолжая наше восхождение, мы выходим на почти вертикальный 600-метровый гребень, состоящий из скал и камней, которые на этот раз практически полностью были покрыты снегом и льдом. Мы идем двумя связками, по три человека в каждой связке, в обвязках, с карабинами, в кошках и, обязательно, в касках. У всех ледорубы на изготовке. Приходится подниматься очень внимательно, потому что, любой неосторожный шаг может сорвать тебя с гребня в обрыв, или же может вызвать камнепад. Самые опасные участки в целях страховки оборудованы стальными тросами, закрепленными на скалах, к которым мы время от времени пристегиваемся с помощью карабинов. Часов через пять непростого подъема мы достигаем приюта Дом де Гюте.

Приют Дом де Гюте находится на высоте 3830 метров и построен совсем недавно взамен старого. Туда все доставляется только вертолетом. Других дорог сюда нет. В приюте работает семь человек обслуживающего персонала вахтовым методом. Через определенное время вертолет доставляет туда новую команду, а те, кто отработал свою вахту, этим же вертолетом направляются вниз для отдыха. В приюте достаточно хорошие условия для отдыха, насколько это возможно на такой высоте. Есть помещения для альпинистского снаряжения, есть спальные помещения, кухня, помещения для отдыха. Электричество тоже есть, мобильная связь работает временами. Внутри приюта более-менее комфортно. А снаружи… Только за полтора дня, что мы провели в этом лагере в ожидании погоды, выпало около метра снега, не ослабевал сильный ветер. Мороз приличный. И … туман, туман, туман.

Поднявшись до приюта, мы поели, отдохнули и пошли в целях акклиматизации вверх. Достигли 4000 метров высоты и спустились обратно. Получилась неплохая тренировка в самых что ни на есть реальных условиях.

В два часа ночи предполагалось начать восхождение на вершину. Однако непогода, и в первую очередь, плотный туман, не позволила нам выйти в путь. В пять утра повторилось то же самое. День потерян, потому что позже пяти часов утра выходить на восхождение смысла нет. У нас был один резервный день, и мы остаемся в приюте в надежде на следующий день. Денис не давал нам скучать, все время что-то придумывал. Да и все ребята тоже молодцы. Были и шутки, и рассказы, и разные игры. Ну, и пиво с вином, конечно было. В этот день сюда с первого базового лагеря поднялась еще одна российская группа - три девушки из Москвы. Сопровождал их наш второй гид – Андрей Романов, замечательный, как мы все убедились, человек. В тот день Андрей сначала спустился вниз на Тет Русс, сопровождая двух россиян с параллельной группы (Сашу и Лешу), у которых не было времени ждать погоды, а потом поднялся обратно с москвичками. Спуститься с Дом Де Гюте до Тет Русс и подняться обратно в течение дня в такую довольно непростую погоду – это дорогого стоит. Все мы так рады были снова, уже в сумерках, увидеть знакомую фигуру Андрея.

Всего на этой высоте нас набралось вместе с гидами двадцать один человек, готовых к штурму Монблана, и все русскоязычные. Отметим, что, кроме нас, т.е., русскоязычных, никто за эти два дня до приюта Дом де Гюте не поднялся. Немало иностранцев, в ожидании погоды, остались в первом базовом лагере, так и не рискнув за эти два дня в такую погоду преодолеть Гранд-кулуар и подняться по 600-метровой стене.

В следующую ночь, в два часа опять непогода. Оставалась последняя попытка начать восхождение в 4-5 утра, если к этому времени туман рассеется. Наконец, в четыре утра поступила команда от гидов подготовиться. Наскоро перекусив и надев все свое снаряжение в половине пятого утра мы начали восхождение на вершину Монблана. Видимость пока была неплохая.

Вначале шли по тонкому карнизу, левее карниза идти нельзя – оттуда выбраться тяжело, правее – пропасть, там – «негостеприимная» Италия. Далее начался крутой затяжной подъем. Естественно, подниматься было нелегко. Погодные условия были очень тяжелые. Мороз, ветер, снег по пояс. Попадаются трещины, которые внимательно обходим. Пока поднимались, в голове колонны отметились все по очереди, то одна связка выходила вперед, то другая. Нужно было все время меняться впереди, так как, идти постоянно во главе очень тяжело - необходимо было протаптывать дорожку в глубоком снегу, и это на крутых подъемах в условиях разреженного воздуха, сопровождаемые морозом и сильным ветром. Это отнимает очень много сил.

Часа через четыре, преодолев немало трудностей, мы закончили затяжной подъем и добрались до седловины. Высота - немногим более 4300 метров. Значит, за это время мы набрали 500 метров высоты, и примерно столько же осталось идти до вершины. Несмотря на тяжелые погодные условия, крутые подъемы, которые приходилось преодолевать и разреженный воздух, чувствовали себя нормально и все были полны решимости штурмовать вершину и дальше. Но… Туман опять стал таким плотным, что ничего видеть было нельзя. Мороз крепчал. Ветер только усиливался. После короткого совещания гиды приняли решение восхождение прекратить и спускаться вниз. Был большой риск, что при такой погоде все следы будут заметены и при плотном тумане найти обратную дорогу будет невозможно. Кроме того, ветер настолько усилился, что по однозначному решению гидов, при таком ветре удержаться на гребне будет невозможно. А ведь последние несколько сот метров высоты на пути к вершине необходимо преодолевать по весьма узкому гребню с крутыми обрывами в обе стороны. Конечно же, все были сильно разочарованы – ведь вершина была так близка, да и сделано было за эти дни немало. Вершину мы заслуживали. Но решение гидов было абсолютно правильным, и это признали все. Идти на смертельный риск не было никакой необходимости. Ведь, ежегодно, по разным данным, на склонах Монблана погибают от 35 до 100 альпинистов. Вершина на этот раз подождет, время подняться на нее еще будет в другой раз.

Фото на память и спуск вниз. Кстати, несколько минут ушло на то, чтобы взять нормально в руки российский флаг для фотографии, его все время вырывало из рук, настолько сильный был ветер. У всех одежда местами была покрыта льдом. Слова гидов во время спуска подтверждались: наши следы кое-где уже были заметены. А что было бы, если бы мы пошли выше? Никаких следов не осталось бы совсем.

А дальше все в обратном порядке. Спуск до приюта Дом де Гюте, отдых минут тридцать и дальше вниз. Мы спустились по вертикальной 600-метровой скально-снежной стене, которую преодолели два дня назад по пути вверх. Далее преодолели Гранд-кулуар, слава богу, без происшествий, еще один спуск и мы в Тет Русс. Минут пятнадцать отдыха, и дальше вниз до отметки 2372 метра к трамвайной станции. В этот день в непростых погодных условиях мы преодолели сначала 500 метров вверх, затем 2000 метров перепада вниз. Для такой погоды это, конечно, немало. Усталость чувствовалась. Как раз успели к последнему трамваю. И вечером мы были уже в Шамони.

Привели себя в порядок и уже поздно вечером наша группа собралась в ресторане отметить восхождение. По всеобщему признанию, и в первую очередь, Дениса Провалова, за эти дни нами была проделана большая работа, все проявили себя мужественно, и если бы, не непогода, готовы были дойти до вершины. По словам обеих гидов, мы должны гордиться собой.

Мы еще успели прогуляться по вечернему Шамони. …Вообще, от этого города все были в восторге. Удивительная атмосфера, красивые пейзажи, изумительная природа пленила всех. Это - уникальный город, самый известный курорт Французских Альп, общепризнанная мировая столица альпинизма. И само восхождение, и разные встречи, и дневные похождения по городу и вечерние посиделки в ресторанах Шамони – все это мы будем помнить всегда. О Шамони можно рассказывать долго, но передать словами все впечатления об этом городе невозможно. Чтобы увидеть в полной мере всю красоту этих мест, ощутить атмосферу, почувствовать дух, необходимо самому побывать в Шамони. Приведу здесь лишь слова Чарльза Диккенса, который сказал о Шамони следующее: «Долина Шамони, Монблан и его ледники - самые прекрасные пейзажи, которые я когда-либо видел. И более того, я не могу вообразить что-то более замечательное в природе».

На следующий день, в субботу, мы еще успели посмотреть в Шамони этап Кубка мира по скалолазанию и поболеть за российских представителей. А вечером – в Женеву, откуда все разными рейсами направились домой. На этом наше путешествие на Монблан завершилось. Пока завершилось…

Хочу здесь привести слова, сказанные Лизой в переписке через неделю после Монблана. « ... Такого прекраснейшего осадка в душе у меня не было давно!!! Во мне лично осталось гораздо больше воспоминаний и чувств от того, сколько мы прошли и сделали, а не наоборот. Мы познакомились друг с другом! А это уже само по себе прекрасное событие! Мы гуляли по прекрасному Шамони, пили вино и плавили сыр. Мы бегали по леднику и карабкались по железным лесенкам на скале. Мы топали по колена в снегу и лезли по камням, несмотря на погодные невзгоды. Мы видели такие красоты, которых большинство людей в своей жизни могут увидеть разве что на фото. Мы хвастались друг другу своим термобельем, занимались прекрасным, а главное таким редким в нашей жизни БЕЗДЕЛЬЕМ, плавили снег, опять же плавили сыр, но теперь уже в супе!!! Мы накупили себе кучу полезных и красивых штук! Посмотрели чемпионат по скалолазанию. Мы все поняли в очередной раз, какие мы сильные духом и телом люди! И так можно продолжать еще долго, долго.... А вот, что мы не сделали, уместится в одно предложение. Не говоря уже о том, что каждому из нас еще представиться возможность это сделать и повторить при этом весь сопутствующий пакет удовольствий».

Конечно же, осадок в душе от того, что прошли не до конца, был. Но Лиза абсолютно права! Все, что мы сделали за эти восемь дней, все, что мы увидели и познали, все то, что с нами произошло, перевешивает все остальное! И это замечательно!

Уже будучи дома, в ходе переписки, я узнал, что за пару дней до нас с высоты 4400 метров, также не дойдя до вершины Монблана из-за непогоды, спустилась Ольга с Мурманска, с которой мы вместе поднимались на Эльбрус, и мы, оказывается, почти целый день одновременно были в Шамони. Вот уж мир тесен!

В заключение хочу сказать огромное спасибо за эту экспедицию всем, кто в ней участвовал. Денис Провалов – красавчик, прекрасный гид и душа компании. С тобой, Денис, смело можно идти куда угодно. Андрей Романов, мы все полюбили тебя за 2-3 вместе проведенных дня. Эдик, Максим, Женя, Лиза (чтобы никого не обидеть называю в порядке старшинства), я уверен, что нам всем вместе было комфортно и уютно. И, надеюсь, мы еще куда-нибудь сходим вместе. Спасибо Вам всем! Да и всем тем, кого мы встречали в Шамони, на восхождении, в приютах – всем спасибо! До новых встреч!!! До новых восхождений!!!

Зиябутин Гаджимирзаев.

5-12 июля 2014г.

Шамони-Женева-Москва-Махачкала.

Успешное восхождение на Монблан объединенной группы Ростовцева и Ларина

Привет 7 Вершин! Это Артем Ростовцев из Шамони. Сегодня мы благополучно и удачно сходили на Монблан. Мы – это моя группа, которая по программе «Классика Альп» прогуливается и восходит на вершинки. И группа Сергея Ларина, у которых по программе был только Монблан. Погода была «на грани», но мы все успели вовремя сходить. На спуске ветер был такой, что можно было летать над гребнем. Подпрыгивать и летать. Но у нас всё отлично, всё хорошо. Все живы-здоровы. Спустились – море впечатлений. Но остался один день, который был резервным. Придется теперь его… что-то придумать. Как нам отдыхать. Очередной раз привет от Артема и Сергея!

Артем Ростовцев и Сергей Ларин с группой на склонах Монблана

Привет 7 Вершин! Это Артем Ростовцев. У нас сейчас продолжается программа «Классно по Альпам», если я не ошибаюсь. Уже 4 дня мы прогуливаемся. Мы сходили на Монте-Розу, мы туда удачно взошли. Были приключения по спуску и по подъему. Сильный ветер м нам даже не включали канатку. Пришлось взять два джипа, чтобы подъехать повыше. И потом спокойненько сходить. Позавчера это было, были на вершине Монте-Роза. Спустились, отдохнули в Шамони и теперь у нас другая гора. Мы находимся на ее склонах… А еще мы соединились с группой Сергея Ларина. Так что нас теперь семь человек, а не четверо. И вот семеро удачливых, смелых лезут наверх. Всем привет, от Артема и от Сергея.

Прослушать аудиосообщение:

Денис Провалов из Приюта Гутэ: В Альпах плохая погода, но мы надеемся...

Говорит гид компании 7 Вершин Провалов Денис. Передаем срочную информацию о нашем восхождении на Монблан. Наша группа, несмотря на проливной дождь, выдвинулась, наверное, пару дней назад, на восхождение. Уже на восхождение, проведя акклиматизацию. Несмотря на то, что тетенька, бабушка на ресепшене, отговаривала, обзывала нас ужасными словами, типа того, что мы глупые, ненормальные, куда-то идем в такой в проливной дождь, мы все же сели на трамвайчик и подъехали под склоны Монблана. Там по снегу поднялись на приюте Тет Русс и ночевали очень замечательно. А дальше, по пояс в снегу штурмовали Гран Кулуар и добрались до приюта Гутэ. После этого у нас был коротенький отдых и мы выдвинулись на акклиматизацию....(далее слушайте)

Прослушать аудиосообщение полностью:

Второй день акклиматизации: группа Провалова идет на Эгюий дю Миди

Говорит гид компании 7 Вершин Провалов Денис. У нас сегодня второй день акклиматизации. Мы идем наверх, на Эгюий дю Миди. Погода .. ночью была ужасная гроза, ливень. Ну а сейчас уже вроде всё растащило, солнышко. Всем передаем большой привет! Удачи и хорошего настроения! Пока, пока!

Прослушать аудиосообщение:

Денис Провалов с группой приступили к акклиматизации на пути к Монблану

Говорит гид компании 7 Вершин Провалов Денис. Передаю из Шамони. Вчера наша группа удачно собралась в Шамони. Правда, для этого мне пришлось три раза съездить из Шамони в Женеву, в аэропорт женевский. И себя чувствовал просто настоящим опытным таксистом. Но, в итоге, мы все встретились. Отлично провели вместе вечер. Очень хороший коллектив. Четыре очень серьезных мужчины с отличным настроем, с небольшим альпинистским опытом. У некоторых в активе даже есть настоящие горы, такие как Эльбрус. И прекрасная девушка по имени Лиза, которая будет нашу компанию своей красотой и хорошим настроением отличать. Очень хороший коллектив. Сегодня у нас небольшой акклиматизационный выход. И погода вроде бы нам сопутствует сегодня. Всё развиднелось и Шамони украсилось хорошим солнечным светом. И даже видно сейчас Гору. Мы видим отсюда весь ледник и всю Гору. Поэтому я передаю всем большой привет! Болейте за нас и обязательно вечером свяжемся, передадим всю информацию, что у нас вообще происходит. И какие планы. Пожелайте нам удачи! Пока, пока! Это был Провалов Денис.

Прослушать аудиосообщение:

Открытие сезона на Монблане – первая группа на вершине!

Клуб 7 Вершин открыл сезон восхождений на Монблане. Первая группа под руководством гида Артема Ростовцева, в непростых погодных условиях, совершила успешное восхождение на высочайшую вершину Альп. В следующую субботу на этот же маршрут отправится вторая группа.

Итак, сезон открыт. Мы очень надеемся, что он пройдет удачно. У нас уже сформировано несколько групп, которые пойдут на Монблан по классическому маршруту, несколько самых спортивных и занятых отправятся по программе БЛИЦ на выходные, будет также хотя бы одна группа по программе "Классика Альп".

Сейчас самое время присоединяться! Спокойно, без спешки. Но и не откладывая в дальний ящик Выбирайте себе маршрут.

Программы по Альпам >>>>>>>

Посмотрите наши фотогалереи, чтобы вдохновиться

И познакомиться с маршрутом

Гора

Шамони

Акклиматизация и тренировка

Цель 4807 или 4810 м (кстати, меняется каждый год)